ПЕРЕЖИВАНИЕ НЕ CМОЖЕТ БЫТЬ ИСКУССТВЕННЫМ!

Копия картины Diptych «The keepers of the flame» сделана с сайта ИНК

ПЕРЕЖИВАНИЕ НЕ CМОЖЕТ БЫТЬ ИСКУССТВЕННЫМ!

Почему в нашей культуре принято противопоставлять рассудочность и переживания? Ведь переживание, по определению, является деятельностью сознания! Более того, современные люди своих переживаний боятся гораздо больше, чем страшных сказок о перспективах искусственного интеллекта. Разве не так?

Представим себе, если какой-то робот реально сделает попытку мною управлять, то есть поставить в зависимость от себя…. Ужас!

А вот ситуация, когда захлестывают собственные чувства – овладевают мной, берут в плен… и, кажется, что выхода не будет никогда…

В чем собственно разница? – Да ни в чем, так как и в одном и в другом случае я – существо пассивное и беспомощное…

Обратите внимание как ближний социум, проявляя к нам внимание и участие, упорно советует: - «Ты только не переживай, смотри - береги свои нервы! Поэтому во взрослом состоянии у большинства из нас переживательные процессы устойчиво ассоциируются с повышенной нервозностью и депрессивностью, короче это - кризис, а значит - вред!

Конечно, социум в этом случае можно понять, так как он кровно заинтересован в нашей однозначности и предсказуемости. Но вероятно дело даже не только в этом - мы и сами откровенно боимся переживать… А причина этому лежит на поверхности - переживания воспринимаются нами как серьезнейшее внутреннее потрясение! Это когда трясет от боли и неопределенности в будущем, теряется всяческая устойчивость… Ну кому такое понравится?

Просматривая материал на эту тему, я для себя выяснила два момента:

- термин «переживание» мы применяем часто и в весьма разнообразных жизненных обстоятельствах, но вот какой смысл вкладываем - зачастую остается загадкой.

- современных глубоких исследований на тему переживаний совсем не много, видимо мало кто рискует погружаться в объем этого мира.

Поэтому сразу стоит обратиться к классику в этом вопросе - психологу и философу Федору Василюку.

С его точки зрения: «Переживание является именно деятельностью, т. е. самостоятельным процессом, соотносящим субъекта с миром и решающим его реальные жизненные проблемы, а не особой психической «функцией», стоящей в одном ряду с памятью, восприятием, мышлением, воображением или эмоциями..»

( Ф.Е. Василюк 1984г.)


Обращаем свое внимание: переживание – это особый вид деятельности самого человека.


То есть, получается, что никто нас в переживательный процесс насильно не загоняет - мы сами организовываем для себя такое не простое «приключение» . Вот это - да!

Если поверить Василюку, то получается, что каждый из нас периодически зачем-то вводит себя в состояние особого садомазохизма… называя это внутренней работой! Зачем нам это надо?

Но если убрать шутливо ироничный тон, то открывается самое интересное:

Переживания, по сути - «взрывают» нас изнутри.

Происходит столкновение того, к чему мы привыкли с тем, что еще пока неизвестно, но манит своим объемом, вырываясь изнутри. И если хватает мужества «взорвать себя», то есть включиться в некий больший объем, то возникает не только смена ценностей и смыслов, но и ощущение заполнения себя новой, живой, вдохновляющей энергией.

Образ внутреннего взрыва мне очень близок, так как именно таким образом можно передать cвою готовность разрушить закостенелую коросту отживших истин и прорваться в новое смысловое пространство. Проходит ли этот процесс безболезненно? - Как когда… тут гарантий никто не дает.

Так удается « пропустить через себя», то есть пережить те объемы реальности, которые глубоко соединяются с внутренним пространством и в дальнейшем остаются с нами как наши убеждения, вера, истина.


Столкновение внутреннего и внешнего

Существует древний миф о том, что когда то человек был разделен Господом Богом на две половинки – внешнюю и внутреннюю. Это абсолютное лукавство, так как разделяет нас не Бог, а социум! Именно социальной реальности выгодна эта раздвоенность, и попробуем разобраться, почему это так…

С самого раннего детства нам внушали, что все самое ценное и увлекательное где-то снаружи: в магазине, в парке, среди взрослых дядь и теть… Потом, когда возникла социальная адекватность стало понятно, что все игрушки стоят денег, а добывать их надо где- то там – на работе, «потом и кровью».

Нужна ли для этого внутренняя жизнь? - Да, конечно же - нет. Более того, для борьбы за получение ресурсов и отстаивания своего места в социальной пирамиде любые эмоциональные проявления даже мешают, поэтому их следует не только контролировать, а вообще - лучше о них забыть. Так возникает страшный перекос: проблемность и значимость внешней жизни становится все более существенной, а внутренняя жизнь - в ответ только робко мерцает и то, преимущественно в критических ситуациях.

Примеров тому масса и, к сожалению, бурный технологический рост нашей цивилизации усугубляет этот процесс. Таким образом, мы – люди загоняем себя в глобальный смысловой конфликт.


Сейчас модно активно дебатировать о том, насколько небезопасна для человечества роботизация. Нам страшно, что роботы смогут принимать самостоятельные решения и управлять нами. Но при этом нас, почему то, не возмущает и не страшит то, что мы сами давно уже стали предельно управляемыми и функционируем как биороботы…

К примеру, общаясь в социальных сетях, живые человеческие контакты давно заменились особыми, специфическими отношениями, где нет боли, нет сострадания, где можно спокойно вернуть и проиграть заново все значимые моменты. Да и потом откуда может возникнуть уверенность, что собеседники, с которыми мы общаемся в сетях - действительно живые люди, и сколько таких?

К сожалению, мы до боли невнимательны к процессам своего внутреннего мира, поэтому и становимся внешне ориентированными, теряя связь с самими собой.

«Я считаю, что будущего у нас не будет вообще, если мы не разберемся со своим внутренним миром. Мы попали в такой сложный мир, что у нас должна быть внутренняя опора, которая не даст нам разрушиться»

( доктор философских наук, основатель холдинга SDVentures Дмитрий Волков 2018г.).



Почему так важно быть целым?

Кто будет спорить, что дуализм присущ практически всем сферам нашей жизни? – Каждый из нас давно привык действовать в мире, где все поделено на: белое и черное, правду и ложь, силу и слабость… все как на базаре.

Но когда мы заглядываем вглубь себя - все воспринимается гораздо более обостренно: каждый человек точно знает, что внутри него живет очень ранимое, чистое и абсолютно беззащитное существо, которое он называет своей душой. А вокруг жизнь как таковая – грязь, суета, торговля и борьба…

Эти два мира такие разны и зачастую находятся в глухой конфронтации! С возрастом для большинства людей пропасть между внутренним и внешним только увеличивается. Поэтому боль души не утихает, а только накапливается и фонит общей неудовлетворенностью жизни. Как можно освободить свое внутреннее существо и дать ему полноценно развиваться?


«Нужно построить, сделать для этого существа мир во внутренней своей реальности – это и будет священная земля, это и будет святое место вашей единичной субъективности».

( психолог, философ И. Калинаускас в книге «Реабилитация души» 2012 г.)


Идея прекрасна: создать мир своей субъективности. И если от теории перейти к практике, то необходимо поставить задачу: не только научиться балансировать объемы внутренней и внешней своих половинок, но и пережить, что это - единое целое.

Именно переживание, как психологический мостик соединяет человека в единый объем самого себя.


Как остаться живым в эпоху массовой увлеченности всем искусственным?

Кто из нас не задумывался над этим вопросом… Но дело не в том, чтобы правильно подумать, а в том, чтобы - действительно остаться психологически живым!

Ответ, казалось бы, очевиден - нужно разблокировать, успокоить, гармонизировать и выпустить на волю - то сокровенное существо своей души, которое так жаждет самовыражения.

Когда душа свободна – хочется жить!


Следующий шаг: начать познавать окружающий мир, опираясь на силу своих переживаний.

Вот, к примеру, можно ли абсолютно незнакомого нам человека сделать дорогим и близким? « Влюблен, по собственному желанию» - помните?

Технология переживаний на этот вопрос отвечает так: для этого необходимо своего избранника впустить «вовнутрь себя» и оставить там жить.


«Все, что мы пропускаем через свои переживания – обретает статус живого и входит в нашу субъективную реальность»

(Из беседы И. Калинаускаса Прага 2018г.)


Так, не анализируя, а именно переживая, мы оживляем важные для себя ситуации, концепции, героев любимых книг или кинофильмов - все волнующие нас сферы жизни и образы реальности.

Подобная практика в результате приводит нас к переживанию себя живым и свободным в пространстве живого мира, сделанного «руками» своей открытой души.

И тогда пропадет хаос, неуверенность в принятии решений, страхи и депрессии. - Но готовы ли мы расстаться с этой привычной сладенькой мертвечиной?

Готовы ли мы обратиться к миру на языке своих переживаний?

Это значит – ощутить необходимость снять психологическую дистанцию между собой и окружающим пространством. Это готовность так открыться, чтобы впустить мир вовнутрь себя и, одномоментно - сделать шаг в пространство мира.


«Когда из двух вы станете одним» - так древние мудрецы пытались передать содержание этого трансформирующего происшествия.

Если вспомнить базовую мифологему человечества, то в сути ее – противостояние между Богом и Дьяволом за обладание человеческой душой. Одни истории заканчиваются победой Бога, другие - захватом в плен души силами Дьявола.

Что нам пытались передать, таким образом, наши предки? – Современным языком это можно выразить так: в извечном противоречии между уникальностью отдельного человека и великой силой усредненности социума побеждает тот, кто может опереться на огонь своей живой души.

А если пойти дальше и сделать попытку пережить не противоречие, а единство внутреннего и внешнего?

Задача такого уровня требует: предельности всех ресурсов, мотивации и «с ума сошествия» - ведь именно « катастрофа» столкновения противоположностей приводит к переживанию нового качества в себе: Я – есть! Я – целый!.




Контакты

Email: mutatioignis @ gmail.com
Email: info @ myself.net.ua
Телефон: +38(067)402-29-42
Телефон: +38(095)390-56-49